Пост №7
Некто Райнан, человек
Риганхейм, леса к северо-западу от Ииса
Одиннадцать лет назад
("Логово" - часть первая)
Райнан лежал в повозке, подложив на ящики теплый спальный мешок, и смотрел на лес. Чокобо впереди квохтали и норовили на ходу ущипнуть что-нибудь с обочины, бывший за вожжами Леший, кажется, заснул, маг и руководитель геодезической группы Неддард, пристроившись на сундук рядом, размеривал циркулем бумагу на планшете. Верховые во главе с лучником ушли вперед, пообещав горячий ужин - "только доберутся до деревни". Значит, впереди, посреди древнего леса, была деревня.
"Надо быть поэтом, чтобы жить в таком лесу", подумал Райнан.
Исполинские деревья с морщинистой, сложенной точно в гармошку, и желтовато-белой, как слоновая кость, корой уходили за облака. Они казались безмерно огромными, как башни Гвары, и никакого взгляда не хватило бы, чтобы окинуть дерево целиком, если и ветки начинались лишь метрах в пятидесяти над землей, а до того - лишь колонна, которую и два десятка человек не смогли бы обхватить, взявшись за руки, морщинистая, на несколько метров от земли еще грязно-зеленая от наросшего мха, а выше - чистая и светлая. И уже где-то там, в вышине, выше двадцатиэтажного дома, разлетались в стороны ветви с хвоей, мягкой, как пух, с иглами длиннее ладони. Подлесок был кругом завален этими иглами, высохшими и порыжелыми, и деревья обычных размеров, выросшие рядом с выстроившимися колоннадой исполинами, казались не то что карликами, а насекомыми. Хотя кроны гигантов и сплетались где-то там, в вышине, темно в лесу не было - по прогалинам пролегли солнечные лучи, и белые стволы словно сами светились на солнце.
"Почему у Гвары нет таких лесов?", думал Райнан. "Я гулял бы по ним, пока мог."
Он зацепился рукой за борт повозки, оперся, сел и с ненавистью поглядел на собственную искалеченную ногу. Да, с костылем особо не погуляешь, за четыре года собственной инвалидности пора бы привыкнуть. Правую ногу белые целители ему кое-как привели в относительную норму, левая же... впрочем, сам виноват. И все-таки в двадцать лет трудно осознавать, что ты калека.
Впереди раздалось квохтанье чокобо и голоса - верховые вернулись.
- У нас проблемы. - сказал восседавший в седле лучник.
- Ужина не будет? - поднял глаза маг Неддард.
- Деревня заброшена. - сказал лучник. - Причем довольно давно.
Геодезисты сгрузились с чокобо и повозки. Леший помог Райнану спуститься и поддержал его под руку, пока Райнан не достал костыль и не стал ровно. Они огляделись. Ветер покачивал вывеску "Добро пожаловать в Моро, население 122 человека".
Судя по проросшей через дощатую мостовую траве, по покосившимся стенам домов, по сползшей наземь черепице, по выпавшим из окон стеклам, по распахнутым настежь дверям и ставням и могильным сумраке и тишине внутри - ждать горячего ужина не приходилось.
- Забавно. - сказал Неддард. - На карте деревня указана как живая и процветающая. И богатая довольно-таки... Медную дорогу тут прокладывать - самое то.
- Домов семьдесят будет. - сказал лучник. - Я уже все обскакал - ни единой души.
- Разъехались. - сказал Леший. - Чего им жить в такой глуши. В Иис подались, как пить дать.
Хэк заглянул в ближайший дом и присвистнул.
- Разъехались, говоришь, дядя? Все имущество тут оставили, тогда уж.
Лучник и Неддард ринулись в дом. Райнан заковылял за ними, стуча костылем.
Дом был не бедный. В подставке для зонтиков все еще красовалась пара истлевших зонтов, зеркало из дубовой рамы выпало, ковер иссох и развалился, через доски пола проросла трава.
Лучник, Неддард и Хэк загрохотали по дому, перекрикиваясь: "На кухне полный сервиз, все целехонько!" - "Тут, видно, дождя натекло - все книги сгнили" - "В детской игрушки, ха, смотрите, плюшевый бегемотик - чума его подери, в руках развалился". Райнан развернулся и двинулся назад на улицу. Неясная тревога глодала его.
Его обогнал лучник и со словами "надо проверить другие дома" забежал в соседний дом. Тут же выскочил, ринулся в деревенское святилище. Райнану было не угнаться за этим резвым, хоть и немолодым человеком, и он просто вернулся к повозке.
- Что там? - закричал вышедший следом Неддард лучнику.
Лучник, выйдя из святилища, развел руками.
- Святилище Воды. Чашка священная стоит, только вода вся высохла. Будто только сейчас священник ушел. Сейчас надо бы еще в дом мэра заглянуть... - и тут же ринулся туда, в двухэтажную бревенчатую усадьбу напротив святилища.
- Перемерли они все, что ли? - тоскливо спросил Пивик, самый младший участник экспедиции. Райнан и то был его старше.
- Вон кладбище. - сказал Леший. - Посторожите чокобей, я сейчас схожу. На могилках должно быть написано.
Лучник выглянул из окна второго этажа и закричал:
- Нед, Райнан, давайте сюда!
Маг-геодезист брезгливо выпятил губу и пошел к усадьбе. Райнан заковылял следом.
Усадьба сохранилась, пожалуй, еще лучше, чем тот дом, куда они заглядывали раньше. На лестнице уцелели даже прутья, прижимавшие ковер; в тусклых пыльных зеркалах бродили неясные силуэты. Райнан заглянул в какую-то комнату, полную книжных переплетов и бумажной трухи; на столе в чернильнице белел огрызок рассохшегося пера.
- Смотрите-ка. - сказал лучник, утягивая спутников в большую комнату под лестницей. Ее от коридора отгораживала решетка, распахнутая, впрочем, тоже настежь. Пивик и Хэк, тоже забредшие в усадьбу, нерешительно заглядывали в темный проем.
- Нед, дай свету. - велел лучник.
Маг неохотно щелкнул пальцами, и комнату залил яркий свет - и стало ясно, что это оружейная. Хэк не сдержал восхищенного вздоха, лучник крякнул и потер руки, даже индиффирентный к оружию Райнан заинтересованно подался на костыле вперед.
Небольшая комнатка была под самый потолок набита оружием. Магический свет блестел на остро отточенных лезвиях алебард, отражался в отполированной стали ростовых щитов, дробился на кольчужной броне. Мечи и сабли были аккуратно переложены промасленными тряпками, стрелы - уложены по размеру, с луков была снята и перемотана тетива, и они выпрямились в стойках, похожие на удочки. Неддард открыл бронированный шкаф с выписанными на стенках охранными символами и присвистнул.
- Боевые амулеты. Ничего себе коллекция.
- Что-то запрещенное? - деловито поинтересовался лучник, выдернув со стойки арбалет и взвешивая его на руках.
- Нет, все в порядке. - сказал маг. - Старые консервативные заклинания, набор стражи - но хороший набор, очень хороший. Э, тут полный комплект доспехов блокировщика - а вот и щиты, кстати. Тут кругом магия, чтобы оружие не ржавело. Заклинания еле держатся, впрочем - их лет десять никто не подновлял.
Хэк открыл стоявший у двери короб, вытащил из него что-то похожее на длинный зазубренный палаш или, скорее, узкую пилу, но с массивной гардой, изогнутой ручкой и упором сбоку.
- Цепной меч. - сказал лучник. - Старая армейская штука, их сняли с вооружения, когда я еще молодой был - энергии жрут много и тяжелые, особо не помашешь. Дай-ка сюда. - он отобрал меч у Хэка, протянул в проход, чтобы никого не задеть, и нажал что-то на ручке. Меч загудел и затрясся, и зубья быстро-быстро поползли от конца меча к гарде, вырастая из метастали у самого кончика лезвия и тая в нем у основания; через несколько секунд они разогнались настолько, что слились в одну блестящую полосу. С некоторым сожалением лучник выключил меч и вернул Хэку.
- Все это очень здорово, но почему хозяева это бросили? - спросил Райнан.
- Я тоже думаю. - сказал лучник, выходя в коридор. - Вообще говоря, в эту комнату стащено все оружие со всей деревни. В тех домах, где я побывал, оружия нет. Нападение гоблинов или бандитов в таком тихом районе маловероятно...
- Гоблины напали, да? Скелеты тогда где? - хмуро спросил Неддард. - Кровь, следы борьбы? Бросили все и ушли.
- Я понимаю. - сказал лучник. - Возможно, эпидемия. Это единственное объяснение, которое у меня есть. Выжило несколько человек, они похоронили всех умерших и покинули деревню. Леший, ты там на кладбище что-нибудь нашел?
На пороге усадьбы действительно показался Леший.
- Там все травой заросло по самую ограду. - сказал он. - Самая новая могилка - восемьдесят первый год, после нее могил не было.
- То есть деревня двенадцать лет как заброшена? - спросил Райнан.
- Да. - сказал лучник. - Странно все это. Схожу в кабинет мэра, авось там какие-то записи об эпидемии.
Леший подошел к Райнану, Пивику и Хэку и дополнил:
- Знаете, я к загонам для скота ходил. Все открыто настежь.
- Что, выжившие и скот с собой увели весь? - хмыкнул из оружейной маг.
- Святая Лин знает, я нет. - развел руками Леший.
Райнан заковылял наверх по лестнице, куда ушел лучник.
Там действительно был кабинет, точно так же заваленный истлевшими книгами. Лучник сидел в разваливающемся кресле за столом и листал какие-то старательно разграфленные тетради.
- Какие-то хозяйственные дела, ничего интересного. - пожаловался он. - "Выделить под огороды клин... срубить то белое дерево, что начали рубить осенью... корова Диггинса разродилась двумя телятами..." Последняя запись датирована альшари шестьсот восемьдесят второго. И правда, двенадцать лет...
Райнан поднял со стола портрет в позолоченной рамке - с ладонь размером - и поглядел на него. Рисовал, видимо, профессиональный художник. На портрете была грустная худенькая девочка лет восьми, в белом нарядном платье, с котенком на руках. Несмотря на все старания художника, вид у девочки был болезненный, неприспособленный к жизни, и Райнану вдруг подумалось, не ее ли могила была последней на кладбище.
"Кретта, с днем рождения. Расти большой и красивой." было написано на обороте.
- Мы ходим по одному большому кладбищу. - проборматал Райнан. - Они все умерли. Все до единого.
Лучник поднял глаза, прищурился, но ничего не ответил. Райнан сунул портрет в карман.
Райнан лежал на спине и смотрел на звездное небо, что просвечивало среди бесконечно далеких крон. Геодезисты расселись вокруг костра и травили байки, Хэк баловался с утащенным из деревни, несмотря на все упреки и угрозы лучника с Неддардом, цепным мечом, методично превращая в щепки старую корягу, сам лучник спал, надвинув на лицо шляпу, Неддард, отчаявшись связаться через телекристалл с далеким Иисом, записывал в толстую книгу итоги обследования заброшенной деревне - дотошно и скучно, как пристав, описывающий имущество. Чокобо чего-то расквохтались, нервничая и не желая спать, и Леший ходил и успокаивал их.
Райнан отошел чуть в лес и лег в траву, где было бы потише и поспокойнее. Огромные деревья в звездном свете и сами чуть светились; морщинистая кора мерцала, гасла и вновь разгоралась. Его уже клонило в сон, но думалось, конечно, о мертвой деревне Моро.
- Странная смерть. - сказал он себе под нос. - Умереть в таком заповедном лесу. Наверное, людям вообще сюда соваться не стоит, даже целой деревней.
- Это святой лес. - сказали над ухом. - Ты прав, это место не для людей.
Райнан сначала даже принял сказанное за собственные мысли и не удивился.
- Тут так красиво. - сказал он. - Жалко, что здесь построят дорогу. Лес будет уже не тот.
- Дорогу? Какую дорогу?
- Медную дорогу, Иис-Андалут. - сказал Райнан, немного раздражаясь, что приходится объяснять прописные истины. - Вырубят просеку, сделают насыпь, пустят вагоны. В деревню заново народ заселят, наверное. Она как раз у дороги.
- Здесь будут люди? Много людей? - спросил голос.
- Конечно. - сказал Райан, опираясь на руку и садясь. - Кто здесь?
Ему никто не ответил.
- ЧУМА ВАС ПОБЕРИ! - завопил лучник. От этого крика Райнан и проснулся.
Между древесных стволов сквозили солнечные лучи; пахло смолой и хвоей. По коре гигантского дерева взбиралась череда муравьев. Утро было такое хорошее, что даже крик лучника не мог его испортить.
Содержание крика - могло.
- Как могли пять чокобо отвязаться одновременно?! - орал лучник на Лешего.
- Да я привязывал... - ныл Леший.
- То есть мы без транспорта сейчас? - мрачно спросил Неддард.
Транспорт был представлен одной повозкой и снятыми на ночь седлами. Чокобо не было.
- Придется их искать. - сказал лучник. - Райнан, сиди и сторожи вещи. Мы скоро вернемся.
Вернулись они только к полудню, усталые и злые. Райнан даже не сразу решился расспросить Лешего, в чем дело. Все находки исчерпались парой желтых перьев и крупной, свежеобглоданной костью, плававшей в овражке.
- Таки тут какой-то крупный хищник бродит. - рассудил Леший. - Надо выставлять дежурство на ночь. И ты, хромоногий, спи у костра - целее будешь.
- Все, мы встали. - сказал Неддард. - Давайте вернемся к деревне, здесь нас не найдут. Сейчас позвоню в Иис, вызову подмогу.
Телекристалл, конечно же, выдавал одни помехи. Маг тряс его, ругался, но ничего так и не выжал.
- Консервы у нас есть, оружие тоже. - сказал Хэк, поглаживая рукоять цепного меча. - Доживем спокойно.
- Деревья мешают. - сказал наконец Неддард. - Надеюсь, из деревни на связь удастся выйти.
Все геодезисты тоскливо поглядели на забитую ящиками повозку.
- Может, нам вшестером, ну, впятером впрячься и... - начал Пивик.
- Не управимся. - покачал головой Леший.
- Перетаскиваем все в деревню. - решил лучник. Он размотал тетиву лука, с усилием согнул его, натянул тетиву и пристроил обратно на спину. Колчан со стрелами он перевесил на бок, чтобы сподручнее было вытаскивать.
Неддард вскрыл сундук с магическими жезлами и выдал каждому геодезисту по жезлу. Лучник и Хэк отказались.
- Десятизарядные. За перезарядкой - ко мне. - велел Неддард.
- До деревни - два часа ходу. - сказал лучник. - До заката успеем сделать по две ходки каждый. Берите сразу побольше. Райнан, ты все равно хромой - иди прямо в деревню. Увидишь что в кустах - пали сразу, не раздумывая. Собираемся на окраине деревни, там складывайте вещи.
Два часа - это для здорового человека. Райнан прошел два часа, три; его обогнал лучник с коробками и штативами, затем Хэк, затем Пивик, затем лучник и Хэк прошли обратно... В целом же это была преспокойнейшая прогулка по лесу, и Райнан, ковыляя и помогая себе костылем, и думать и забыл о всяческих хищниках. Он смотрел на лес, слушал птичью перекличку и восхитился, когда на засыпанную хвоей тропу выскочил заяц, поглядел на Райнана, принюхался и ускакал себе своей дорогой. Животные тут не боялись человека.
- Так вы хотите построить дорогу? - спросил давешний голос совсем неожиданно.
Райнан не удивился. Он посмотрел по сторонам, не увидел ничего ни в кустах, ни за деревьями, и поковылял дальше.
- Это король хочет ее построить, я-то тут ни при чем. - сказал он. - Ну да, дорога... станции, стрелки, депо... по прямой из Ииса в Андалут. Этот лес просто на пути. Король прочертил на карте по линейке прямую, вот и все. Мы просто размечаем будущую дорогу.
- Король-Странник? - после долгого молчания переспросил голос. Райнан про себя заметил, что голос женский и молодой, довольно звонкий - голос женщины, которая не привыкла говорить шепотом, а привыкла задорно кричать, чтобы услышали на той стороне леса.
- Король-Странник умер, сейчас король Джастин. Давно уже.
- Король умер... - задумчиво повторил голос. - В лесу все равно нет королей.
- Твоя правда. - согласился Райнан, оглядываясь по сторонам и все равно никого не видя. - Ты привидение?
Смешок.
- Вам шестерым дорогу не построить. - резонно заметил голос.
- Мы геодезисты, мы только размечаем будущую дорогу. - сказал Райнан. - За нами придут еще люди... и еще.
- А если мы вас убьем? - спросил голос. - Ведь никто не придет, правда?
Райнана мороз продрал по коже - и не столько от слов, сколько от невинного тона, каким они были сказаны.
- Думаю, если мы не выйдем на связь... придут... через несколько недель. Или месяцев.
- Это хорошо. - согласился голос.
- Так ты привидение? - переспросил Райнан. - Я не думал, что привидения могут появиться днем... в таком красивом лесу...
Смешок раздался чуть ли не у него над ухом.
- Это хорошо, что тебе нравится наш лес. Я не привидение, я Кретта.
Райнан обернулся так быстро, как мог, и едва не упал. "Привидение" стояло над тропой, на огромных, узловатых корнях белого дерева, похожего на башню. Это была девушка, наверное, лет двадцати, босая и очень грязная, с длинными спутанными волосами, закрывающими лицо. Вместо одежек на ней был какой-то распоротый мешок, стянутый на поясе веревкой - и все. Ноги и руки у "привидения" были длинные, гибкие, мускулистые, но очень грязные, в прилипших хвоинках, и Райнан даже с такого расстояния учуял тяжелый запах пота - видимо, "привидение" не мылось уже несколько лет. Оно стояло в полуприседе, точно готовясь к прыжку; из-под нечесаных волос весело и злобно сверкали глаза и белые зубы, обнаженные в ухмылке.
- У меня есть твой портрет. - сказал Райнан.
Он покопался в карманах и достал прихваченный в доме портрет. Когда Райнан снова поднял глаза на древесные корни, там никого не было.
Девочка на портрете была абсолютно не похожа на то "привидение", что он видел. Но убеждение, что он только что это - один и тот же человек, все крепло в Райнане.
Солнце клонилось к закату.
- Какой чумы? Где Пивик и Хэк? - злился лучник, меряя шагами деревенскую улицу.
- Они собирались взять в последний рейс все самое тяжелое. - сказал Леший. Неддард, сидящий на ступеньках усадьбы, колдовал над телекристаллом; ему удалось поймать несколько входящих передач из Ииса и даже Ииса Секундус, а вот самому выйти на связь - ни единожды.
- Так три часа же прошло! - озлобился лучник.
- Все, я иду навстречу. Помогу донести. - вызвался Леший.
- Вместе пойдем. - решил лучник, снимая лук с плеча. - Вы двое - сидите, ждите. Скоро вернемся.
Райнан мучительно бродил вокруг Неддарда. Лучнику он о "привидении" не рассказал, теперь надо было как-то выбрать момент и доложиться магу-руководителю, как только тот чуть освободится. А не привиделось ли ему самому это "привидение"?
Через полчаса, когда он услышал крик Хэка, стало ясно, что не привиделось.
- В чем дело? - вскочил Неддард.
Райнан не знал. Почти зашедшее уже солнце, оранжевеющее среди стволов, щедро раскрашивало их в теплые цвета; но мало-помалу оранжевое таяло, и лес погружался в сумрак; тени белых деревьев, протянутые в бесконечность, терялись в этом сумраке. Птицы замолкли, и в лесу установилась тяжелая, пугающая тишина. От пустых заброшенных домов веяло могилой, и Райнан готов был отдать все, чтобы заночевать в лесу, а не в одном из них.
Неддард вытащил жезл, покрутил набалдашник, проверяя зарядку.
Лучник, Леший и Хэк бежали по лесной тропе навстречу: впереди лучник с луком и стрелой в руках, сзади здорово оторвавшиеся Хэк с цепным мечом в левой руке и Леший вовсе с пустыми руками. Ни Пивика, ни ящиков при них не было. Все трое с перекошенными лицами неслись, сломя голову, явно пытаясь поставить рекорд по бегу на средней дистанции. Лучник, как более сильный и выносливый, вырвался метров на сто вперед, Леший отчаянно пытался поспеть за ним, Хэк отстал.
Райнан испуганно встал. Он не сразу увидел, что Хэк весь в крови и правая его рука болтается при беге, как попало.
- Где Пивик? - закричал Неддард.
- Пивик мертв! - проорал лучник. - В дом, в дом, быстро! Да стреляй же ты!